Внеклассное мероприятие по литературе «Болдинская осень»
10/01/2014
Технологическая карта внеклассного мероприятия по литературе
«Болдинская осень»
1 |
Предмет |
Литература |
2 |
Класс |
8 |
3 |
Тема |
«Болдинская осень» |
4 |
Тип |
Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина |
5 |
Цель |
Расширение знаний детей о жизни и творчестве А.С. Пушкина. |
6 |
Задачи |
|
7 |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты: 2. Метапредметные УУД: развивать речь, творческие способности учащихся (актёрские, художественные, музыкальные организационные). Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при инсценировании; выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведений. Регулятивные: формулировать задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока; читать стихи и прозу в соответствии с целью чтения (выразительно наизусть). Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой работы по выбранным критериям; уметь вести диалог. 3. Предметные: понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание; приобщить к самостоятельному чтению художественной литературы, к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров; формировать эстетический вкус и личную заинтересованность к литературе как к источнику знаний о человеке, его отношении к миру. |
8 |
Методический комментарий |
Литературный вечер «Болдинская осень» посвящён жизни и творчеству А.С. Пушкина. Факты биографии перемежаются выразительным чтением и инсценировками фрагментов произведений поэта. |
9 |
Материалы и оборудование |
1. Письменный стол, на столе листы бумаги, чернильница, перо, свечи и подсвечники, световой луч. |
10 |
Виды используемых ИКТ |
Презентация «Болдинская осень» Музыка: Чайковский П.И. «Времена года» |
11 |
Литература и интернет-ресурсы |
1. Вс. Воеводин. Повесть о Пушкине. – Лениздат, 1956. 3.А.Г.Гукасова. Болдинский период в творчестве А.С.Пушкина. М.: Просвещение, 1973. 4.Журнал «Литература в школе», №6, 2005 г. |
Ход мероприятия
В зале полумрак. На камине горят свечи. Световой луч освещает портрет А.С. Пушкина. Около камина в углу комнаты стоит письменный стол, на нём лежат листы бумаги, чернильница и перо. Зрители рассажены полукругом. Звучит тихая мелодия.
(П.И. Чайковский «Времена года»)
(Слайд 1)
I.
Ведущий 1
Да здравствуют музы,
Да здравствует разум!
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость
Мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце,
Да скроется тьма! (А. Пушкин)
Ведущий 2
Этот час мы посвящаем памяти А.С. Пушкина. Болдинская осень – что же такое это чудо – и как творилось оно день за днём. В первых числах сентября 1830 года Пушкин приехал в Болдино. (Слайд 2)
Впервые он посетил нижегородскую вотчину своего отца. Выжженные солнцем, бесплодные поля лежали вокруг, осеннее ненастье делало их ещё безотраднее. Ему ли, Пушкину, было дивиться мужицкой нищете; он много видывал её в своих странствиях, но нищета, подобная той, которая открылась в этом нижегородском сельце, ещё никогда ему не встречалась. Сердце щемило при виде деревень, в которых десятилетиями хозяйничали барские управляющие. Избы топились по-чёрному, концы села именовались Бунтовка, Самодуровка, и уже самые названия их приоткрывали печальную историю этих мест.
А тем временем все пути на Москву были закрыты: холера пришла. Он был пленником в этих унылых местах, и, как знать, может быть, надолго.
Ведущий 1
(Слайд 3)
Сентябрь 1830 года. ( Пушкин сидит перед раскрытой черновой тетрадью. Рядом лежат отдельные чистые листы. Полумрак, горит свеча)
Ведущий 2
Все силы души разом восстали против мрачных мыслей. Один, при свечах, под свист ветра в печной отдушине - смертоносного ветра с Поволжья, он писал первые строчки, которые принесла ему эта необыкновенная осень:
II.
Чтец
ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино- печаль минувших дней
В моей душе чем старее, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья;
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
III.
Ведущий 1
Москва была за пятьсот вёрст, обнесённая карантинами, вокруг лежали голые, взмокшие под осенними дождями поля, а он, наутро получив ласковую весточку из Москвы- краткую улыбку любви, — и уже охваченный тем душевным напряжением, исход которому только в словах, в гармонии, в созвучии слов, писал другу:
Пушкин: Ах, мой милый… что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души, езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. А я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Ведущий 2
И вот судьба повёртывает беды оборотной стороной. Не раз уже в жизни Пушкина бывало, когда вынужденное бездействие вызывало в нём творческие силы. Поэт провёл в Болдино три месяца, прославленные бессмертными творениями. Творчество это настолько огромно: такого многообразия и столь высочайшего художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного поэтом за всю жизнь.
Так преходящие неудачи и горести вознаграждаются вечными художественными ценностями.
Ведущий 1
(Слайд 4)
Он был наконец-то один, наедине с самим собой, с полями, с небом, с оплывающей свечой по вечерам. Запертый в карантине, он как бы очутился между своим вчерашним днём и завтрашним; всё отошло: все хлопоты, все тревоги, которые неизменно отравляли ему жизнь. Может быть, он и сам не подозревал, какое богатство чувств, мыслей, образов скопилось в его душе за последние месяцы, может быть годы, и не успевало найти себе выход в словах, оттого что ему нужно было искать любви, отбивать нападки врагов, уходить с головой в повседневные житейские дрязги. Отошло всё…
IV.
Пушкин
…- и в камельке забытом
Огонь опять горит- то яркий свет лиет,
То тлеет медленно,- а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир- и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге.
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо- к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут…
Ведущий 2
Он не забывал мир - это неправда, он только возвращал миру, возвращал жизни всё взятое от неё же, а сам в эти часы и минуты напряжённого и вдохновенного труда как бы переставал существовать со своими личными чаяниями и желаниями.
Пушкин: «Знакомцы давние, плоды мечты моей»
Ведущий 2
Живые, узнанные им люди, живые человеческие образы, слитые его воображением из многих человеческих натур в одну – самую верную, самую жизненную, — они толпились вокруг него той осенью. Когда вечерами он сидел, помешивая в затопленной печке дрова, они как бы обступали его со всех сторон, заглядывая ему в лицо и оттесняя друг друга. Вились снежные бесы над зимней дорогой - образ дорожных раздумий, до слёз любимых и унылых просторов.
Ведущий 1
В один из первых вечеров болдинского заточения он написал «Бесы». Чуть ниже подзаголовок или другое название - «Шалость». Потом «Шалость» исчезает. Под текстом: «7 сентября. Болдино».
V.
Чтец: (исполняется стихотворение «Бесы»)
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин .
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!» — «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело,
Вьюга мне слипает очи,
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.
Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня,
Вон — теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной,
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой».
Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали… «Что там в поле?» -
«Кто их знает? пень иль волк?»
Вьюга злится, вьюга плачет,
Кони чуткие храпят,
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во мгле горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин…
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.
Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре…
Сколько их? куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Ведущий 2
Накануне Пушкин открыл особую тетрадь без переплёта, просто несколько десятков сшитых и несшитых листов в общей обёртке. Открыл и без всякого заглавия и эпиграфа принялся писать:
(Пушкин пишет в тетрадь и говорит):
Пушкин: «Последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвёртый раз потянулась с Басманной, где находилась лавка гробовщика, на Никитскую».
(Пушкин перечёркивает, пишет…)
Ведущий 1
Затем Пушкин переименовал Самсона Прохорова в Арияна и добавил ему лошадей. Вышло:
Пушкин (пишет): «Пара кляч в четвёртый раз потащилась…»
Ведущий 2
Пушкин снова поправил: «Тощая пара в четвёртый раз потащилась». «Дрожки без рессор» также «усилены». «Последние пожитки гробовщика Арияна Прохорова были взвалены на похоронные дроги…»
Ведущий 1
(Слайд 5)
(Свет направлен на портрет Пушкина) Поэт уже не раз брался за прозу: «Арап Петра Великого», «Роман в письмах», — но эти сочинения так и остались незавершёнными. Выходит «Гробовщик» — первое законченное Пушкиным произведение в прозе. Пушкин давно говорит и пишет о том, какой, по его мнению, должна быть проза: сжатой, лёгкой, точной.
Ведущий 2
К тому же –
Лета к суровой прозе клонят…
VI.
Инсценировка эпизода из произведения «Гробовщик»
Автор: Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик. Наконец открыл он глаза и увидел перед собой работницу, раздувающую самовар. С ужасом вспомнил Адриян всё вчерашние происшествия. Трюхина, бригадир и сержант Курилкин смутно представились его воображению. Он молча ожидал, чтоб работница начала с ним разговор и объявила о последствиях ночных приключений.
Аксинья: Как ты заспался, батюшка Адриян Прохорович (подавая ему халат). К тебе заходил сосед портной, и здешний будочник забегал с объявлением, что сегодня частный именинник, да ты изволил почивать, и мы не хотели тебя разбудить.
Гробовщик: А приходили ко мне от покойницы Трюхиной?
Аксинья: Покойницы? Да разве она умерла?
Гробовщик: Эка дура! Да не ты ли пособляла мне вчера улаживать её похороны?
Аксинья: Что ты, батюшка, не с ума ли спятил, али хмель вчерашний ещё у тя не прошёл? Какие были вчера похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уже к обедне отблаговестили!
Гробовщик: Ой ли!
Аксинья: Вестимо так.
Гробовщик: Ну, коли так, давай скорее чаю да позови дочерей.
Ведущий 2
Возвратимся мысленно в прежние годы, в другую глухую губернию. Арины Родионовны уже два года как нет на свете, но «многолюбезная няня», конечно, не раз вспомянута в те сентябрьские дни, когда любимец её достал большую тетрадь (очевидно, поздней осенью 1824 года) были занесены следующие строки – за няней:
(Светящийся луч направлен на няню, она тихо вяжет, рассказывает. Пушкин пишет.)
VII.
Няня: Поехал, поехал искать поп работника. Навстречу ему Балда. Соглашается Балда идти ему в работники, платы требует только 3 щелчка в лоб попу. Поп радёхонек, попадья говорит: «Каков будет щёлк. Балда дюж и работящ, но срок уже близок, а поп начинает беспокоиться».
(Свет над няней тухнет – зажигается над Пушкиным)
Ведущий 1
(Слайд 6)
Далее Балда обводит вокруг пальца бесов. Затем – Балда у царя. Дочь одержима бесом. Балда под страхом виселицы берётся вылечить царевну. После приключений бес «пойман и высечен».
Так писано в Михайловском. Теперь же, в Болдино Александр Сергеевич начинает то же самое «переписывать» стихами: Жил был поп, \ Толоконный лоб…
VIII.
Инсценировка эпизода из «Сказки о попе и его работнике Балде»
Автор
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
Балда
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Автор Поп ему в ответ:
Поп «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Автор Балда говорит:
Балда«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Автор Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде:
Поп «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Ведущий 2
Тем же днём, что и «Сказка о Балде», 13 сентября помечено другое сочинение.
Ведущий 1
«Рассуждение о смотрителях. Вообще эти люди несчастные и добрые. Приятель мой – смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно я поехал по нём. Дочери не нашёл. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит её на гулянии. Возвратясь, находит отца мёртвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне не рассказывает о дочери».
Ведущий 2
Пушкин задумал создать несколько повестей, которые будут объединены в сборник, автором которого писатель ставит вымышленное лицо. Иван Петрович Белкин, якобы действительно живший и создавший эти замечательные творения.
18 сентября создана ещё одна повесть «Барышня-крестьянка».
(Слайд 7)
IX.
Инсценировка эпизода из повести «Барышня-крестьянка».
Автор. Лиза успела уже оправиться от испугу и сумела тотчас воспользоваться обстоятельствами.
Алексей. Я провожу тебя, если ты боишься, ты мне позволишь идти подле себя.
Лиза. А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.
Алексей. Откуда ты?
Лиза. Из Прилучина; я дочь Василия-кузнеца, иду по грибы. (Лиза несёт кузовок)
А ты, барин, тугиловский, что ли?
Алексей. Так точно. Я камердинер молодого барина.
Лиза (засмеялась) А лжёшь – не на дуру напал. Вижу, что ты сам барин.
Алексей. Почему же ты так думаешь?
Лиза. Да по всему.
Алексей. Однако же?
Лиза. Да как же барина со слугой не распознать? И одет-то не так, и баешь иначе, и собаку-то кличешь не по-нашему.
( Алексей хочет обнять Лизу, но она отпрыгнула от него и приняла вдруг на себя строгий и холодный вид. Алексея это рассмешило, но он не стал к ней больше приставать.)
Лиза. Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями (важно), то не извольте забываться.
Алексей. Кто тебя научил этой премудрости? (расхохотавшись) Уж ни Настенька, ни девушка ли барышни вашей?
Лиза. А что думаешь? Разве я и на барском дворе никогда не бываю? Небось, всего наслышалась и нагляделась. Однако, болтая с тобою, грибов не наберёшь. Иди-ка ты, барин, в сторону, а я в другую. Прощения просим… (Хочет уйти. Алексей удерживает её за руку).
Алексей. Как тебя зовут, душа моя?
Лиза. Акулиной (старается освободить руки). Да пусти же, барин; мне и домой пора.
Алексей. Ну, мой друг Акулина, непременно буду в гости к твоему батюшке, к Василию – кузнецу.
Лиза. Что ты? Ради Христа, не приходи. Коли дома узнают, что я с барином в роще болтала наедине, то мне беда будет: отец мой Василий-кузнец прибьёт меня до смерти.
Алексей. Да я непременно хочу с тобой опять видеться.
Лиза. Ну, я когда-нибудь опять сюда приду за грибами.
Алексей. Когда же?
Лиза. Да хоть завтра.
Алексей. Милая Акулина, расцеловал бы я тебя, да не смею. Так завтра, в это время, не правда ли?
Лиза. Да, да.
Алексей. И ты не обманешь меня?
Лиза. Не обману.
Алексей. Побожись.
Лиза (перекрестясь) Ну вот те святая пятница, приду. Конец эпизода.
Ведущий 2
Просматривая подряд названия пушкинских сочинений, созданных в Болдине, легко заметить резкую разницу между последними сентябрьскими и первыми октябрьскими. Вторая половина сентября заполнена «Онегиным».
(Слайд 8)
X.
Чтец
Кто б ни был ты, прости, читатель,
Друг, недруг ли, хочу с тобой
Расстаться мирно как приятель.
Прости! Чего бы ты со мной
Здесь ни искал в строфах небрежных
Забвенья ли забот мятежных,
Отдохновенья от труда,
Картин ли, шутки ль иногда,
Иль грамматических ошибок,
Дай бог, чтобы со мною ты
Для наслажденья, для мечты,
Для сердца, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти.
Засим, читатель мой, прости!
(8-я гл. «Евгения Онегина»)
Ведущий 1
В первые дни октября создано несколько «мелких стихотворений…
XI.
Чтец (Стихотворение «Царскосельская статуя»).
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Ведущий 2
Первое среди болдинских стихотворений – прощание с теми, кого любил прежде.
XII.
Чтец
(Стихотворение «Прощание»)
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
Бегут меняясь наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Ведущий 1
После почти месячной отлучки Иван Петрович Белкин снова берётся за перо. В той самой тетради, где уже разместились «Гробовщик», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка», пока без заглавия и эпиграфа, начинается новая повесть: «Мы стояли в местечке ***. Жизнь армейского офицера известна – «Выстрел».
Ведущий 2
19 октября. Лицейская годовщина. Одна из немногих в последнее десятилетие жизни Пушкина, проведённая вдали от друзей. В Петербурге собирались товарищи, веселились. Сохранилось письмо бывшего лицеиста, благодарившего за приглашение: «Любовь товарищей первого выпуска пылает, как и в 1811-м.»
Ведущий 1
Впервые после 19 октября 1825 года Пушкин может повторить:
Пушкин Я пью один. Вотще воображение
Вокруг меня товарищей зовет…
Ведущий 2
19 октября зафиксирован план новой повести «Метель».
(Слайд 9)
XIII.
Инсценировка эпизода из повести «Метель» (последняя сцена «Метели» ).
Автор
Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов, Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая таким образом взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только незапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что искал давно случая открыть ей свое сердце, и потребовал минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия.
Бурмин: Я вас люблю, я вас люблю страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже.) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…» (Марья Гавриловна вспомнила первое письмо St.-Preux.) Теперь уже поздно противиться судьбе моей; воспоминание об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность, открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…
Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою…
Бурмин: (тихо) Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований… Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы… молчите, ради Бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но — я несчастнейшее создание… я женат!»
Автор: Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением.
Бурмин: Я женат, я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!
Марья Гавриловна: (воскликнув) Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте; я расскажу после… но продолжайте, сделайте милость.
Бурмин: В начале 1812 года, я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким об разом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек, и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» — закричало не сколько голосов. Я велел ямщику подъехать. «Помилуй, где ты замешкался? — сказал мне кто-то; — невеста в обмороке; поп не знает, что делать; мы готовы были ехать назад. Выходи же скорее». Я молча выпрыгнул из саней и вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; другая терла ей виски. «Слава Богу, — сказала эта, — насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили». Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне не дурна… Непонятная, непростительная ветренность… я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать… Она вскрикнула: «Аи, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»
Марья Гавриловна: (закричала) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин: Не знаю, не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул, и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена.
Марья Гавриловна: (схватив его руку) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
Автор: Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам… Конец.
Ведущий 1
Уму непостижимо, сколько он написал в эту «детородную» осень…
Пушкин …осень чудная, и дождь и снег, и по колено грязь…
Ведущий 1
В это же время были написаны «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери». И продолжается работа над «Евгением Онегиным».
Ведущий 2
Ноябрь. В первых числах была написана «История села Горюхина», но Пушкин начал работать над «Историей…» ещё в сентябре.
Пушкин: Рассказ ведётся от лица нашего старого знакомого. Вот план произведения и я следую за ним довольно точно:
— Уважение моё к званию писателя… — Встреча с Булгариным…, то есть с неким стряпчим, одетым в гороховую шинель.
— Попытки мои в разных родах – в повестях – в «Истории…» — Приезд мой в деревню – Родословная моя, мысль писать историю – Календари – Изустные предания – Летопись попа – Ревижские сказки…
Ведущий 1
В широкополой шляпе «со шпагою под мышкой и в плаще стоит под деревом за городскими воротами Дон Гуан, герой новой маленькой трагедии.
XIV.
Дон Гуан
Слуга покорный! Я едва-едва
Не умер там со скуки. Что за люди,
Что за земля! А небо?.. точный дым.
А женщины? Да я не променяю,
Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,
Последней в Андалузии крестьянки
На первых тамошних красавиц – право.
Они сначала нравилися мне
Глазами синими, да белизною,
Да скромностью – а пуще новизною;
Да, слава богу, скоро догадался –
Увидел я, что с ними грех и знаться-
В них жизни нет, всё куклы восковые:
А наши!.. Но послушай, это место
Знакомо нам; узнал ли ты его?
Ведущий 2
Следом были написаны «Пир во время чумы».
XV.
Ведущий 1
Уж осень осыпала мокрым снегом рыжие болдинские поля, уж последний бурый лист сорвало с деревцов под окном, а он всё жёг свечи по вечерам и склонялся с пером над кипой бумажных листов. Ни один поэт мира- это так – не знал подобной силы вдохновения.
И всё, что он написал в эти дни, вовсе не было случайными набросками, которым в будущем надлежало дать связь и форму. Всё, каждая страница, каждая строфа была закончена и совершена.
Ведущий 2
В эти же дни он закончил самый большой труд своей жизни - роман в стихах «Евгений Онегин». Семь лет, четыре месяца, семнадцать дней! Семь долгих лет, за которые так многое изменилось в России, в мире, в нём самом.
Ведущий 1
Семь лет – Одесса, Михайловское, Москва, Петербург…
И вот осень, Болдино, деревенская глушь, и «труд многолетний», неоконченный его «роман в стихах» на столе.
Пушкин: Живой и постоянный, хоть милый труд.
Ведущий 1
На дворе по утрам палые листья уже белели от инея, когда он начал десятую главу романа.
Ведущий 2
И вдруг всё кончилось. «Роман в стихах», величайшее изображение эпохи, оборвался на полуслове…
Пушкин: Пускай читатель своим воображением дополнит невысказанное- дальнейшую судьбу Онегина.
Ведущий 1
Месяц спустя, 19 октября, после долгих колебаний и безумств по созданию десятой главы, оконченный «роман в стихах» лежал на столе. Кишинёв 1823 9 мая- Болдино 1830 25 сентября.
XVI.
Ведущий 1
(Слайд 10)
27 ноября. Среди бумаг Пушкина сохранился рисунок, изображённый, видимо, с натуры угол кабинета, письменный стол, на нём книги, рукописи, античный бюст, над столом книжная полка.
Ведущий 2
Болдинская осень близится к концу. Но и в последние дни ожидания вдохновение не покидает Пушкина. Образы прошлого тревожат его. Пламенная и мучительная любовь, воскреснув в памяти, волнует воображение. Четыре года назад, узнав о смерти возлюбленной, он обращался к себе с укором:
Пушкин: Из равнодушных уст я услышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я…
Ведущий 1
Теперь одинокой болдинской осенью воспоминания о невозвратимых днях явились Пушкину, пробудили в нём поэзию. Он воспевает и оплакивает давнюю любовь, навсегда прощается с ней.
Пушкин: Для берегов отчизны дальней.
Ведущий 2
«Мелодия сердца, — скажет о стихотворении Белинский, — музыка души, непереводимая на человеческий язык, и тем не менее заключающая в себе целую повесть, которой завязка на земле, а развязка на небе…»
Ведущий 1
Лошади несут его прочь от Болдина, и он не знает, вернётся ли ещё когда-нибудь в бедную свою вотчину. Но воспоминания о вдохновенном труде никогда не оставят его, будут манить, тревожить.
Пушкин: … Другие дни, другие сны…
Ведущий 2
(Слайд 11)
Болдино… Еще одно место на земле, с которым сроднился А.С. Пушкин, и которое без него осиротеет…
В зале гаснет свет, тушатся свечи. Звучит тихая мелодия. (Чайковский П.И. «Времена года»)
(0) Комментарии Добавить комментарий